empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок
Архитекторам
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

26.08.2021

Почему провалилась тротуарная плитка - наиболее частая причина в качестве уплотнения основания


Прочность и долговечность тротуарного покрытия в значительной степени зависят от качества устройства пирога основания. При контроле проведения работ необходимо обращать внимание не только на качество расходных материалов, но и то, как выполняются операции по уплотнению несущих слоев.

К разрушению тротуарного покрытия уже через 1-2 сезона эксплуатации приводит, в первую очередь, низкое качество работ по устройству основания. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются заказчики - проседание и образование провалов тротуарной плитки (особенно, в местах пролегания подземных коммуникаций). В образовавшихся “волнах” образуются лужи, а ямы и провалы просто опасны для движения пешеходов.

Рис: Примеры проседания тротуарной плитки:

почему просела тротуарная плитка.jpg почему просела тротуарная плитка2.jpg

Основные причины проседания тротуарного покрытия:
  • не произведена достаточная выемка грунта
  • не произведена достаточная отсыпка песком и щебнем
  • не произведено качественное уплотнение слоев основания (!)

Исправить подобные проблемы без демонтажа всего или части покрытия невозможно, что влечет за собой существенные финансовые траты и неудобства, связанные с проведением работ. Исполнителям ремонта приходится не только заново укладывать тротуарной плитку, но и производить повторное устройство основания.



Правила устройства несущего щебеночного слоя основания

Чтобы не столкнуться с описанной выше ситуацией, мы рекомендуем заказчикам обращать особое внимание на качество работ по устройству основания и, особенно, качество уплотнения (трамбовки) всех его слоев.


Несущий слой должен быть щебеночным. При этом в нем не должно быть много пустот, через которые песок из верхнего подстилающего слоя сможет проникать в тело основания и вызывать деформацию тротуарного покрытия. Качественно подготовленное щебеночное основание представляет собой прочно утрамбованный слой (“корку”), а уплотняющая техника не оставляет следов воздействия.

Рис: Процесс уплотнения щебеночного слоя происходит в несколько проходов

процесс уплотнения несущего слоя.jpg

Рис: На плотно утрамбованном основании техника не оставляет следов воздействия

процесс уплотнения несущего слоя2.jpg


Плотно утрамбованное основание - гарантия того, что тротуарная плитка не просядет!


Для выполнения работ по уплотнению слоев основания могут использоваться виброплиты (до 150 кг), вибротрамбовки или легкие дорожные катки (до 3 тонн). Обратите внимание на наличие данной техники у Вашего подрядчика по мощению!


Существуют правила подготовки несущего слоя, следование которым позволяет достичь необходимой прочности основания:

1. Щебеночное основание выполняется методом заклинки, при этом используются основная (20...40 мм) и расклинивающая (5...10 мм) фракции щебня.

Некоторые подрядчики по мощению могут использовать для расклинки крупного щебня ГПС (гравийно-песчаная смесь). Целесообразность выбора данного материала определяется в каждом конкретном случае и зависит от типа почв, местного климата и т.д.

2. Максимальная толщина уплотняемого слоя ограничивается в пределах 15 см.

3. Производится тщательное уплотнение слоев, при этом важно следить за количеством проходов по одному следу.

Количество проходов по одному следу составляет:
  • для грунта и песка (слой 15 см) от 4 до 10 проходов в зависимости от типа уплотняющего оборудования (4 - для малогабаритных вибрационных катков, 10 - для виброплит);
  • для щебеночного основания (слой 15 см) уплотнение осуществляется в два этапа: 1 этап — уплотнение основной фракции щебня (4—10 проходов); 2 этап — уплотнение расклинивающей фракции щебня или ГПС (4—10 проходов)

4. Уплотнение слоев основания ведется от краев к центру по схеме:

Схема уплотнения оснований.jpg

5. Толщина щебеночного слоя в уплотненном состоянии (!) должна составлять 15 см для пешеходных дорожек и 20-30 см для покрытий, рассчитанных на заезд или стоянку  а/т.


Правила устройства подстилающего слоя

Поверх несущего щебеночного слоя устраивается подстилающий (монтажный) слой из песка - для него используются пески по ГОСТ 8736 средние и мелкие II класса и пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324.

Рис: Устройство подстилающего слоя из песка

устройство подстилающего слоя из песка.jpg

На практике, подрядчики по мощению часто используют в качестве подстилающего слоя не песок, а гарцовку (сухую песчано-цементную смесь). Среди специалистов нет единого мнения по поводу предпочтительности того или другого материала. 


Компания “Выбор-СПб” совместно с АПВИ (Ассоциацией производителей вибропрессованных изделий) рекомендует использовать именно песок - в связи с тем, что подстилающий слой не является несущим и применение в нем цемента не дает явных преимуществ. Напротив, цемент может являться дополнительным источником высолообразования на поверхности мощения и провоцировать застой воды в межплиточных швах.

Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна составлять 3…5 см (для тротуарных камней/плит толщиной до 12 см).

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности уплотненного несущего слоя вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя дополнительно следует иметь запас по толщине на вибропосадку плитки. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней мощения и материала подстилающего слоя, она устанавливается по месту. Для песка запас составляет примерно 1,0—1,5 см.

На подстилающий слой укладывается тротуарная плитка, которая после монтажа также трамбуется виброплитой с силиконовым ковриком, защищающем верхний слой покрытия.

Рис: Финальная трамбовка тротуарного покрытия виброплитой с силиконовым ковриком

финальная трамбовка плитки.jpg


Другие возможные причины проседания тротуарного покрытия

Даже правильно уложенная тротуарная плитка может провалиться при нарушении правил эксплуатации. Например, изначально покрытие было рассчитано только на пешеходные нагрузки, а фактически по нему проезжает автотранспорт.

Данная ситуация часто встречается во внутренних дворах многоквартирных домов, когда жители заезжают на тротуары или пешеходные дорожки, чтобы запарковать свои автомобили. В этом случае толщина слоев основания тротуарного покрытия оказывается недостаточной, и оно не справляется с нагрузками. 

Таблица: Конструкция дорожных одежд

конструкция дорожных одежд.jpg


Другой причиной проседания тротуарного покрытия может быть неверно выбранный рисунок укладки плитки. Это особенно важно для покрытий с уклоном и покрытий, рассчитанных на движение транспорта.

Укладка плитки по схеме «шов в шов» или «в шахматном порядке» образует сплошные швы, что не пригодно для автомобильного движения!

Рис: Укладка плитки «шов в шов» в местах проезда а/т может стать причиной разрушения покрытия

провалы плитки.jpg


Рис: Укладка плитки «в шахматном порядке» подходит только для мощения пешеходных зон

укладка в шахматном порядке во дворе

Предпочтительно укладывать плитку в разбежку («ложковая укладка» и, особенно, «елочкой»). Эти схемы укладки обладают высокой степенью заклинки (перевязки) камней мощения относительно друг друга. При эксплуатации все места стыков подвергаются примерно одинаковому износу и в контакте с колесом находится максимальное количество камней.

Рис: Примеры перевязки тротуарной плитки (схемы а, б, в, г – пригодны для автомобильного мощения, схема д – только для пешеходного)

Примеры перевязки камней мощения.jpg


В заключение

Уважаемые клиенты! 

Даже самая качественная тротуарная плитка не гарантирует долговечность и целостность Вашего покрытия, если не была соблюдена технология ее укладки

Мы настоятельно рекомендуем тщательно подходить к вопросу выбора подрядчиков, проверять их компетентность и контролировать весь ход выполнения работ по мощению. Это избавит Вас от возможных проблем при дальнейшей эксплуатации тротуарного покрытия и позволит наслаждаться качественным благоустройством Вашего участка или общественной придомовой территории долгие годы!

Назад к списку