empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок
Архитекторам
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

17.12.2021

В настоящее время одной из остро обсуждаемых проблем современного строительного рынка является фальсификация материалов, наличие которой может объясняться помимо экономических интересов теневого бизнеса (определяется огромной нормой прибыли изготовителей подделок (200-500%), несовершенством системы ценообразования, отсутствием на предприятиях профессионалов-технологов и специалистов службы качества, а также тревожной ситуацией в сфере нормирования: стандарты содержат неоднозначно трактуемые и противоречивые требования и вступают в противоречие друг с другом. 

Именно стройная система стандартов и строгое их выполнение всеми участниками строительного процесса способны противостоять попаданию на рынок некачественной продукции. Рынок фальсификата развивается в условиях несовершенства законодательства, низкого уровня технической грамотности покупателей, слабой защищенности продукции со стороны производителя.


Отсутствие единой терминологии для дорожных покрытий из элементов мощения

Одним из существенных недостатков нормативной базы является отсутствие единой терминологии для дорожных покрытий из элементов мощения, серьезно различающихся по своему назначению, группе эксплуатации, форм-фактору и т.д. Это приводит к "вольным" интерпретациям существующих стандартов и способствует росту доли фальсификата на рынке.

К примеру, в действующем ГОСТ 17608-2017 года существует лишь одно определение плиточного покрытия: плита бетонная тротуарная —изделие, изготовленное из бетона и применяемое в качестве покрытия дорожных и других поверхностей. 

В других нормативных документах встречаются иные определения изделий:

  • В действующих сводах правил по проектированию морских портовых территорий и терминалов, куда попадает тротуарная плитка группы эксплуатации Г – это «блочные дорожные покрытия из искусственных камней мощения» или просто «блочные покрытия».
  • В своде правил по мощению (в настоящее время - 2021г - готовится к утверждению в Минстрое) плиточные покрытия делятся на камни и плиты мощения, что совершенно справедливо с точки зрения эксплуатации. В условиях реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» выполнение целевых показателей возможно при использовании укрупненных форматов тротуарных плит при благоустройстве общественных пространств и пешеходных зон. При этом предполагается, что за покрытиями подразумевается регулярный уход, как правило, средствами малой механизации. Плиточные покрытия различного форм-фактора по-разному работают при действии изгибающей нагрузки. Поэтому полагаем обоснованным деление на камни и плиты мощения.

Таблица: взаимосвязь СП и ГОСТ

ГОСТ 17608-2017 СП 350, 316, 262 СВОД ПРАВИЛ ПО МОЩЕНИИЮ (ПРОЕКТ)
"Плита бетонная тротуарная" – изделие, изготовленное из бетона и применяемое в качестве покрытия дорожных и других поверхностей. СП 316.1325800.2017 "СВОД ПРАВИЛ "ТЕРМИНАЛЫ КОНТЕЙНЕРНЫЕ" Правила проектирования.
СП 350.1326000.2018  СВОД ПРАВИЛ "НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ"
СП 262.1325800.2016 СВОД ПРАВИЛ "КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЛОЩАДКИ И ТЕРМИНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА" Правила проектирования и строительства

"Блочные дорожные покрытия из искусственных камней мощения"
"Камень мощения бетонный" – строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий. Размеры камней мощения должны быть: высота сечения (толщина) -не менее 40мм, площадь опорной поверхности - не более 0,05 м2 и длина не более 28 и 30 см соответственно для прямоугольных в плане и фигурных камней.

"Плита мощения бетонная" – строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий. Размеры плит для мощения должны быть: высота сечения (толщина) -не менее 60 мм, площадь опорной поверхности не более - 0,36 м2, длина грани - не более 60 см.

Деление тротуарных плит на группы в зависимости от области эксплуатации

Приведем еще примеры несовершенства нормативной базы. Так, например, по ГОСТ 17608 плиты подразделяют на группы в зависимости от области эксплуатации. 

К группе А относятся изделия, эксплуатирующиеся на тротуарах улиц местного значения, пешеходных и садово-парковых дорожках, придомовых территорий частных строений без заезда какого-либо транспорта и ограничивают толщиной 4 см. При этом в СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» указано, что при строительстве пешеходных дорожек более 2 м следует учитывать возможность проезда транспортных средств с нагрузкой до 8 т, то есть следует применять для устройства таких покрытия плитку группы эксплуатации Б.

Кроме того, выбор материалов для благоустройства улиц и дорог следует проводить с учетом климатических особенностей района строительства, что закреплено в СП 28.13330. А в СП 82.13330 установлены конкретные минимальные проектные марка бетона по морозостойкости с учетом реальных условий эксплуатации, а ГОСТ 17608 не предусматривает такой подход.

Также следует отметить, что СП 82.13330 регламентирует показатель сцепления пешеходных покрытий: покрытие должно быть выполнено из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. Но ГОСТ 17608 не регламентирует показатель сцепления и производителям тротуарной плитки приходится проводить испытания по другим стандартам: ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ 33078-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием», ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог».

Оценка морозостойкости по ГОСТ 17608 проводится по приложению Е на вырезанных из плитки образцах размерами 100х100 мм и толщиной от 40 до 100 мм, при этом не учтены особенности отбора образцов из крупноформатных плит (камней) мощения толщиной более 100 мм. Поэтому для доведения образцов до регламентируемых размерах приходится их «подрезать», что приводит к дополнительному вскрытию структуры и образованию микродефектов (микротрещин) по разрезаемой плоскости. Тем самым происходит снижение прочности бетона образцов и увеличение водопоглощения.


В заключение подчеркнем, что бороться с фальсифицированной продукцией необходимо, но требуется при этом приводить работу по согласованности требований стандартов (на основании обсуждений профессиональным обществом) и реализации процедур должного строительного контроля со стороны всех участников.


Материал подготовлен в рамках выступления на конференции по бетонным технологиям "ICCX Россия-2021".
Авторский коллектив:
Дмитриев А.Л., ст. преподаватель кафедры ТСМиМ СПбГАСУ
Маслова (Любомирова) Е.Е., заместитель директора по развитию ООО «Выбор-СПб»
Староверов В.Д., к.т.н., доцент, доцент кафедры ТСМиМ СПбГАСУ, советник РААСН, член ТК 144 «Строительные материалы и изделия», член Экспертного совета НП «Союз производителей бетона»

Назад к списку