empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок
Архитекторам
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

15.04.2022

Комфортные малые города - пешеходные города


Согласно западным исследованиям в области урбанистики, пешеходные города являются не только более комфортными, но и экономически эффективными - они привлекают более активное и образованное население, обеспечивают социальное равенство. У жителей снижаются временные и финансовые затраты на передвижение, сопутствующие расходы, появляются дополнительные возможности для досуга, занятий культурой и спортом.

В отличие от больших городов, которые, как правило, имеют деление на функциональные районы (производственные, спальные, коммерческие и др.), малые города являются более универсальными. При успешной реализации программ по изменению городского пространства, в том числе пешеходной среды, происходит трансформация экономической модели развития малых городов, повышается качество жизни местных жителей.


Значительный приток новых жителей в мегаполисы и крупные областные города в последние годы ставит все больше вопросов относительности их комфорта и безопасности. Плохая экология, высокий автомобильный трафик и переполненный общественный транспорт, перенаселенность и проблемы с доступностью объектов и услуг социальной инфраструктуры - все это сказывается на качестве жизни людей и их удовлетворенности деятельностью органов власти.

На этом фоне все чаще появляются программы поддержки и устойчивого развития малых городов, сокращения оттока местного населения, привлечения бизнеса и новых жителей. Малые города способны дать людям гораздо больший уровень комфорта и качества жизни, в том числе, следующие преимущества:

  • низкая нагрузка на транспортную инфраструктуру, отсутствие пробок на дорогах;
  • наличие условий для пешеходного и велосипедного передвижения по городу, физическая активность жителей;
  • безопасность (в малых городах жители чаще отпускают детей гулять одних, самостоятельно добираться до школы и мест досуга) и низкий, по сравнению с большим городом, уровень уличной преступности;
  • благоприятная экологическая обстановка, снижение выбросов CO2 за счет пешеходной доступности объектов досуга, торговой и социальной инфраструктуры, более высокий процент озеленения на душу населения.

Гатчина_аэропарк

Современные пешеходные зоны в микрорайоне "Аэродром", г. Гатчина


Основное преимущество малых городов в их универсальности - все необходимое для жизни находится в пешей доступности (работа, дом, школа, магазины, места для отдыха и т.д.). Конечно, в этой связи остро стоит вопрос удобства пешеходного перемещения по городу, улицы должны быть дружественны к пешеходам.



Пешеходы - приоритетная группа пользователей комфортной городской среды. Качество пешеходных пространств напрямую влияет на качество жизни населения и позволяет обеспечить благоприятное впечатление о деятельности местных и региональных органов власти.



Современный подход к проектированию пешеходных пространств


Современный подход к проектированию пешеходных пространств включает не только содержание и развитие сети тротуаров вдоль дорог, внутриквартальных или дворовых проходов, но создание комплексной пешеходной инфраструктуры в сочетании с программами благоустройства, озеленения, уличного освещения и формирования различных “точек притяжения” на маршрутах, а также другими вопросами повышения комфортности городской среды и коммерческого потенциала городских территорий.

Ивангород_1 Ивангород_2

Реализация сразу нескольких масштабных проектов благоустройства в Ивангороде позволит соединить единым маршрутом все значимые “точки притяжения” города, сделать его более комфортным для туристов и местных жителей


Пешеходный город представляет собой единый организм, в котором все системы взаимосвязаны “сетью сосудов”, включающих городские тротуары и площади, бульвары, набережные, парковые дорожки, проходы внутри дворов.

Кириши.jpg

Общественное пространство «Сад деревьев» в г. Кириши позволило соединить верхнюю и нижнюю городские площади, обеспечить комфортный доступ к Волховской набережной, дополнить пешеходную зону необходимыми функциональными элементами


Пешеходные маршруты должны обеспечивать простой доступ жителей города ко всем значимым объектам, в том числе, социального и коммерческого плана, культурным объектам и местам отдыха. Благодаря федеральной программе “Комфортная городская среда” в малых городах появляются дополнительные “центры притяжения” - значимые объекты инфраструктуры, обладающие привлекательными видовыми или досуговыми характеристиками (набережные, парки, скверы, общественные пространства). Очень важным является вопрос связывания всех социально значимых мест и “точек притяжения” города с помощью пешеходного пространства.

Кудрово

В Кудрово появились современные пешеходные зоны, связавшие микрорайон с набережной реки Оккервиль


Согласно методическим рекомендациям Минтранса, при организации пешеходных пространств рекомендуется учитывать следующие общие принципы:

  • обеспечение безопасности (разделение движения пешеходов и транспортных средств, включая движение велосипедистов, - достаточная ширина тротуаров, хорошая просматриваемость, освещение, наличие системы видеонаблюдения, постов полиции);
  • комфорт и удобство при передвижении (в том числе для маломобильных групп населения);
  • визуальный и психологический комфорт (приемлемый уровень шума, отсутствие мусора, привлекательность фасадов, соразмерность окружения);
  • возможности для отдыха, остановки, общения, развлечения (наличие скамеек - особенно актуально для пожилых людей);
  • удобство в навигации;
  • привлекательность среды (современный дизайн, качественные материалы, продуманность в соответствии с функциями и типом пространства).

тосно_1 Тосно_2

г. Тосно с каждым годом становится все более пешеходным и удобным для жизни


При этом пешеходное пространство не является однородным, оно делится на пешеходные зоны, которые различаются по типу передвижения людей по городу и совершению вынужденных действий:

  • транзитная зона, которая должна быть адаптирована для быстрого и удобного прохождения людей;
  • смешанная зона, которая совмещает возможность быстрого перемещения и краткой остановки (по пути движения должны быть лавочки, места для отдыха, зоны общепита и т.п.);
  • социальная зона, которая предполагает пространство для интенсивных социальных контактов, а, следовательно, и специальную организацию пространства (зона отдыха, детская/спортивная площадка и т.д.)

Пикалево

Новое прогулочное пространство вдоль ул. Советская в г.Пикалево - пример удачно реализованной “смешанной” пешеходной зоны


В зависимости от зоны будут различаться и требования к проектированию пешеходного пространства - в частности, выбору типа дорожных/тротуарных покрытий, материалов, дизайну и функциональному наполнению (уличная мебель, МАФы, дополнительные ландшафтные элементы, навигация).


Критерии качества пешеходного пространства


Местные жители, как никто другой, знают о недостатках и проблемах качества пешеходного пространства своих городов. Поэтому для планирования новых или реорганизации существующих пешеходных маршрутов и общественных пространств сегодня привлекают не только экспертов в области градостроения и благоустройства, но и активных горожан. Для успешной реализации программ по развитию городской среды региональные власти создают профильные центры компетенций.



Примером такой организации является АНО “Центр компетенций Ленинградской области”, который помогает внедрять новые подходы к развитию городской среды, разрабатывает и воплощает в жизнь проекты благоустройства, содействует реализации проекта “Умные города Ленинградской области”. Специалисты центра организуют образовательные программы для муниципалитетов ЛО, привлекают горожан и иные заинтересованные стороны к участию в проектировании общественных и дворовых пространств, оказывают содействие в реализации разработанных проектов.

Многие проекты, реализованные при участии “Центра компетенций ЛО”, стали лауреатами Всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды “Малые города и исторические поселения”. Малые города Ленинградской области постепенно становятся городами, в которых действительно комфортно жить и из которых не хочется уезжать.



Пешеходные пространства являются важнейшей частью программ комфортной городской среды, своеобразной нитью, на которую “нанизываются” все компоненты благоустройства и городского развития. Какие же критерии определяют качество пешеходных пространств? Отметим, что критерии качества будут различаться в зависимости от зоны пешеходного пространства (транзитная, смешанная, социальная).

Бокситогорск

Требования к типам тротуарных покрытий будут отличаться в зависимости от пешеходной зоны


Транзитная зона предполагает пешеходный трафик высокой интенсивности, соответственно, к ней будут предъявляться особые требования в части технических характеристик покрытия (износостойкость, прочность, долговечность) и, напротив, требования к визуальным характеристикам могут быть снижены. Важное внимание при проектировании транзитных пешеходных зон уделяется удобству движения, отсутствию препятствий, ширине зоны - она должна быть достаточной для комфортного прохода людей в двух направлениях. С учетом роста популярности городского велосипедного транспорта, значительным преимуществом обладают транзитные зоны, которые имеют разделение полос для движения пешеходов и велосипедистов.



В качестве покрытий транзитных пешеходных (в т.ч. велосипедных) зон используются как асфальтовые покрытия, так и мощение тротуарной плиткой или натуральным камнем. Преимущество последних в их высокой ремонтопригодности (можно менять необходимый объем мощения без демонтажа всего полотна). Эстетические характеристики тротуарного покрытия также гораздо выше асфальта, например, с помощью выбора формы и цвета плитки можно подчеркнуть архитектурные особенности прилегающих зданий и сооружений.



Социальные и смешанные пешеходные зоны характеризуются большим вовлечением жителей во взаимодействие с окружающим пространством. К таким зонам относятся бульвары и набережные, городские площади и скверы, новые общественные пространства. Эти территории предназначены не только для транзитного пешеходного движения, но сами являются местом остановки - для прогулок, отдыха и развлечений. Такие пространства содержат в себе различные точки привлечения внимания (места досуга, игровые и спортивные площадки, др), обладают высокими визуальными и видовыми характеристиками (зеленые зоны, водоёмы, архитектура, достопримечательности). Прогулочные пешеходные зоны должны отличаться продуманным дизайном и эстетикой, быть органичной частью окружающей территории. Они также должны быть открытыми и доступными для различных категорий жителей, включая пешеходов с колясками и МГН, комфортными как для ходьбы, так и активного передвижения - катания на самокатах, велосипедах и роликах.

Кировск

Благоустройство Центральной площади г. Кировска спроектировано как для тихого, так и активного отдыха (памп-трек для катания на самокатах, скейтбордах и роликах)



В качестве покрытий прогулочных пешеходных зон чаще используется мощение тротуарной плиткой или крупноформатными плитами из натурального камня или бетона. Широкий ассортимент изделий для мощения (разнообразные формы, цвета, типы покрытий, комбинация раскладок плитки/плит) позволяет сформировать индивидуальный облик общественного пространства. Уникальность и узнаваемость территории наряду с пространственным разнообразием - важнейшая социальная потребность жителей.

Современные требования к изделиям для мощения общественных пространств предполагают высокий уровень удобства движения - в частности, минимальный межплиточный шов, который позволяет создать т.н. “бесшовное” тротуарное покрытие, без стыков и перепадов. По таким покрытиям можно кататься на роликах, комфортно передвигаться представителям МГН. Немаловажными являются и вопросы эксплуатации покрытий - их долговечность, экологичность, соответствие климатическим условиям региона, легкость ухода.

Среди огромного количества представленных на рынке изделий для мощения можно выбрать тротуарную плитку, наиболее подходящую для тех или иных зон эксплуатации и областей применения. Например, традиционная «брусчатка» (кирпичик) наиболее часто используется для оформления транзитных зон, тротуаров вдоль дорог; мультиформатные формы с микрофаской («Паркет» , «Новый город», «Мегаполис» и т.п.) идеальны для мощения прогулочных зон, велосипедных дорожек; мелкоштучные элементы мощения («Старый город», «Антик») подходят для оформления круговых дорожек, декорирования и зонирования больших площадей.



В отдельную группу можно выделить пешеходные пространства внутри дворов, внутриквартальные проходы. Эти территории предназначены для отдыха и прогулок жителей прилегающих домов, но, к сожалению, чаще всего они используются как места парковки автомобилей и являются небезопасными - каждый год растет статистика ДТП, произошедших во дворах. Концепция “двор без машин” набирает все большую популярность при строительстве новых жилых комплексов. Комфортная городская среда должна включать, в том числе, комфортные дворы - территория которых будет занята озеленением, детскими и спортивными площадкам, местами для прогулок, отдыха и общения местных жителей.

Парусинка_Ивангород

Проект благоустройства внутренней территории исторического района Ивангорода Парусинки выиграл федеральный грант



Коммерческим застройщикам при реализации своих объектов стоит задуматься о прилегающих к ЖК территориях: о связи этих объектов с городской инфраструктурой, развитии сети пешеходных маршрутов и переходов. Новые жилые кварталы не должны быть «оазисами среди пустыни», они должны быть интегрированы в существующее городское пространство. Значительно способствовать этому может целенаправленная и совместная работа застройщиков с региональными Центрами компетенций.



Колпино

Возводимые ЖК должны быть интегрированы в существующую пешеходную сеть города, а не являться «оазисом» посреди пустыни (пустырей)


Качество пешеходного пространства зависит от целого комплекса факторов, обеспечивающих удобство жизни в городе для разных групп населения. При проведении мероприятий по улучшению пешеходной среды самым, наверное, “показательным” критерием их успешности будет заметный рост количества, интенсивности пешеходных и велосипедных перемещений по городу всех категорий жителей, в том числе представителей МГН.


Ответственным муниципальным органам необходимо организовать работу по выявлению потребностей разных групп пользователей на каждом участке городского пространства (доступность, удобство и комфорт, безопасность передвижения) методом соучаствующего проектирования. На основании выявленных потребностей возможно создание единой связанной сети пешеходных маршрутов и общественных пространств.

Регулярный мониторинг состояния пешеходных пространств, их обновление и развитие поможет сформировать действительно привлекательную и качественную городскую среду, повысить индекс ее качества.



Компания "Выбор-СПб" - активный участник федерального проекта "Комфортная городская среда", со своей стороны, готова оказывать всестороннюю помощь муниципальным органам власти в реализации их программ благоустройства, в частности, повышения роли и качества мощения в этих программах.


Назад к списку